О «Мурзилке» и воспитании
Мне никогда так не хотелось побывать в прошлом, вернуться лет на 80–100 назад, как сейчас, после прочтения сборника журналов «Мурзилка». Обычно, читая литературу, ты, конечно, проникаешься эпохой, но не в полной мере. А тут ты читаешь этот сборник 1924–1954 годов издания как ребёнок младшего возраста того времени. И проникаешься так, как не проникнешься ни одной фотографией, ни одним политическим произведением. Ведь тут всё в комплексе: с детьми старались делиться правильными идеями с детства.
Через «Мурзилку» начинаешь отчётливо ощущать любовь и интерес к окружающему миру, людям, животным, науке и т. д. Многочисленные яркие картинки, занимательные рассказы (кстати, с глубоким смыслом, но написанные простым языком), забавные стихотворения и агитплакаты — всё в этом сборнике цепляет внимание (особенно детское) своим позитивом и командным духом, даёт понимание, как правильно жить в социуме и взаимодействовать с людьми, поддерживает любовь к познанию. (Коллективный настрой ощущается через часто употребляемые слова «дружно», «ребята», картинки, где ребята действуют сообща). Ты понимаешь, что в этом обществе не стал бы лишним и что люди здесь умеют дружить и помогать.
Здесь показывается, что мечтать не вредно: если будешь упорно трудиться, то добьёшься всего, чего хочешь, будешь работать там, где пожелаешь.
Ну а если человек занимается любимым делом и его окружают добрые, умные друзья, то что с ним происходит? Он счастлив и замотивирован учиться и работать ради себя и ради всего коллектива.
В журнале активно пропагандируется коллективный труд: показывается, как же хорошо и полезно работать, особенно вместе — так веселее и продуктивнее. Доносится идея о том, что учиться надо всегда, — это интересно и весело. В «Мурзилке» встречаются произведения и агитплакаты на политическую тематику. И военную. В период Великой Отечественной войны содержание детского журнала изменилось. Юным читателям рассказывалось о подвигах Родины, о вкладе детей в общественно-полезные дела военного времени. В «Мурзилке» повествовалось об известных исторических личностях, о героях, о великой истории страны. Говорилось о том, что надо хорошо учиться. Впечатлительные малыши в результате работы составителей журнала мечтали защитить свою великую Родину, идти в бой против фашистов, производить на заводах оружие и танки, всячески помогать солдатам. Стать похожими на великих героев. Это всё способствовало сильному патриотическому настрою населения (особенно молодого поколения) — одной из важнейших составляющих успеха победы.
Это всего лишь пара из многочисленных примеров положительной пропаганды «Мурзилки». Она помогает детям с раннего возраста осознать, чтó обществу действительно необходимо и что надо знать, как действовать, чтобы держать его на плаву.
Подытожим. Такие журналы формировали правильный дух и, как следствие, боевой настрой и желание эффективно работать.
Общество, где у руля народ, где проявляются все его пожелания, все его таланты и способности, его труд, а во главе его — выдающийся лидер (в таком социуме обязательно найдётся увлечённый и умный человек), — беспроигрышный вариант для всего человечества. Все счастливы здесь.
Образование, но при этом развлечение — один из методов верного воспитания, с любовью к человеку и без казёнщины. Неудивительно, что в прошлом веке мы наблюдаем того самого человека нового типа — разносторонне образованного, тянущегося к новому, привыкшему к здоровому образу жизни, доброго и мудрого, рукодельника.
Когда читаешь книгу, становишься этим человеком. И хочешь так немного пожить, что ли. 🌠