Введение. Почему не проза?
Саша Кам
Почему не проза? Иногда, лязг зубов сам нарезает прозу на маленькие строчки рифм. А их так удобно складывать в одну-две спичечные коробки, что невозможно удержаться. Анц! Анц! Анц!
Захар Собакин
Я думаю, что очень многие пробовали что-то писать, чаще всего именно стихи. Они больше привлекают ровно потому же, что мы быстрее запомним мнемоническое правило, чем целый билет для экзамена — форма, краткость. Как-то раз в подростковом возрасте я долго была за границей, и там в библиотеке было всего две книги — сборник Бродского и «Лолита». Так и поехало.
Ян Куян
Чтоб которая «а я думало сова» — та тётка, рофлёрка угрозная, по имени Роза, вахтёр туалета, тянулась к свету. (Она и впрямь вахтёр туалетов на колхозке*)
--------------------------------------------
*- Колхозный рынок в Казани.
--------------------------------------------
Тот блогер нашел её спустя почти двадцать девять лет с того видео. Оно было в 2006-м. В начале вк. Он про неё историю там отснял целую. Что она была выброшена из семьи. Квартиру забрали. Она была в бабской конторе. Потом зашлюховала. После того как над ней износ произвели.
Антон Морван
Обычно я пишу в прозе — во всех смыслах, потому что это моя повседневная работа: и публицистические тексты, и какие-то авторские колонки, и заметки, и книги. Поэтому, к сожалению, для поэтических текстов банально не хватает времени. Но всё же, в свободные минуты позволяю себе сколачивать в стихотворные формы мысли и окружающие образы. Тут источником вдохновения может служить всё, что угодно — сиюминутная ситуация на перекрёстке, звук города, случайный прохожий... Когда это помножается на медийный фон, литературные, художественные и кинематографические аллюзии, — тогда рождаются стихи. Для меня это необязательно складные, причёсанные рифмой и чистотой формы суммы слов и строк, а определённым образом отрефлексированная сбойка личного опыта. Не сказать, что я кого-то пытаюсь косплеить, но поэты, которые меня вдохновляют, это Брехт, Хлебников, Кручёных, Пазолини, Рембо, Аллен Гинзберг, отчасти Владимир Роменский и, конечно, Илья Кормильцев.
1848
Тут товарищи попросили пару слов от себя добавить в сборник. Ну что ж, попробую.Почему пишу? Пишу стихи и не только, потому, что могу. Получается стихи писать — пишу стихи. Настроени е прозу написать — пишу прозу. Особо не задумывался над целью. Хорошо ли получилось или нет, пусть решат люди. Стихи пишу потому, что рэп писать не получается — не хватает слуха и не умею делать панчии рофлы, поэтому и занял свою нишу. Что побудило? Жизнь побудила. Великолепная во всём своём многообразии и многогранности. Если событие вызывает в моей душе резонанс, то эта сила выльется в творчество. В произведение вкладываю свои мысли в данный период, надежды и страхи. В общем, стараюсь как-то отобразить и отрефлексировать то, что мне кажется важным. Какую цель хотелось бы достичь? Когда-то хотелось показать себя, мол, посмотрите, что могу. Теперь же это меня больше не волнует. Хочу, чтобы люди отвлеклись от суеты и подумали. Подумали над жизнью. О своем месте в этом мире. Да вообще почаще бы задавали себе вопрос: а что я хочу на самом деле? Надеюсь, моё творчество этому поспособствует. Пускай читателю даже если и не понравится то, что я написал, но он отрефлексирует, почему именно ему не понравилось, то это уже наша победа. Победа моя и моих братьев, и сестёр, что приложили руку к этому сборнику. Ведь ничего не происходит в этом мире без коллективного труда и влияния. Хочу сердечно поблагодарить всех причастных к этому труду. Мне светло на душе знать, что вы есть и занимаетесь тем, что велит вам ваше доброе сердце. Надеюсь, что мы с вами ещё что-нибудь придумаем и сделаем.
Алексей Барков
В основном, я как раз пишу прозу. Стихи и удаются у меня хуже, и пишутся реже. Но иногда стих как будто сам зарождается. Под действием настроения и события. Зарождаются несколько строк, и кажется просто преступным не продолжить его.
Вот, например, шёл как-то с ночной смены в угрюмом расположении духа, увидел ворону у дома и обратил внимание, что ворона не выдерживает долгого взгляда. Улетает. И тут же сами возникли как будто строчки:
«Взглядом сковырнул ворону с провода.
Она взлетела чёрной бабарой,
Знающей все тайны города».
И дома уже под стать настроению добавил первую строчку и продолжение. Иногда хочется сказать о чём-то ёмко. И поэзия порой может сказать более хлёстко что ли...
Справедливый Орешек
Не было никогда внятного опыта написания прозы, это сложно и стих обычно запечатлевает настроение, момент здесь и сейчас, пишется быстро, в голову приходит в порыве, потом только форму чуть подправляешь. Но мысль интересная, возможно стоит поразмышлять именно над короткими рассказами или очерками и попробовать. Стих быстрый, в нём образы яркие, эмоции легче передать.
Булат Галеев
Я давно не читаю лирику.
Я давно не пишу стихи.
Совсем стал болезненный,
Но спорт всё же полезно —
Не то, что собирать мусор.
Марат Каракурт
Иногда в душе человека наступает момент, когда эмоции выплёскиваются наружу.
У кого-то они выплёскиваются в виде агрессии и прочих стихийных реакций. У кого-то это превращается в акты гедонизма и отчаяния. А здесь эти переживания представлены в стихах, которые возникли потому, что их невозможно было не написать. Они разные. Как разными являются и люди, которые строят и поддерживают всё более шаткое благополучие жизни в нашей стране. И пусть мы чувствуем себя как подпиленный сук, на котором сидит бесконечно тяжёлая ненасытная тварь, но это наш голос. Который есть у любого, просто мы им пользуемся.
Почему не проза? Люди, написавшие эти стихи — представители как интеллигентских, так и пролетарских слоёв трудящихся. Наиболее грязные и мрачные строчки написаны были пролетариями, и другими они быть не могли. Потому что блядство окружающей жизни наиболее остро испытывают на себе пролетарии. В то время, как у интеллигента чаще всего есть время, внутренние ресурсы и возможности, чтоб порефлексировать над происходящим с ним, то пролетарий в этом живёт, он плоть от плоти представитель окружающей действительности. И какова она, таков и пролетарий. «Груз 200» длиною в жизнь. Современная поэзия, если она ставит себе цель что-то доносить массам, должна быть как религиозные тексты «Свидетелей Иеговы»*, «Аум Синрикё»*, но при этом, достаточно просто изображать реальность такой, какая она есть, и указывать из неё непосредственный
--------------------------------------------
* признаны экстремисткими и запрещены в РФ.
--------------------------------------------
выход. Поскольку в её нынешнем виде реальность неприемлема. Если это получается у религиозных лохотронщиков, то почему это не должно получится у людей, заряженных политически, стремящихся к истине? Непосредственной материальной истине. Именно наш выход должен стать наиболее приемлемым, наиболее понятным и наиболее желанным. И тогда через эти ворота мы поведём человечество в рай. Который может выглядеть очень по-разному. Либо как Вальхалла, то есть, бесконечная война, для тех, кто хочет бесконечной войны. Либо как Элизиум, царство созидания и творчества. Либо как Елисейские Поля, на которых после трудовой жизни встречаешь наконец заслуженный отдых. Либо как исламский рай, в котором всем, кому недостаточно любви и верности на земле, будет достаточно там. Вы можете не согласиться, но, как поётся у хип-хоп группы La Vida Cuesta Libertades: «Ваши дети будут как мы». Или как писал Лимонов в своём сборнике «Ноль часов»:
«Сердце твое, обыватель, болит
По сбитым с пути сыновьям».
Маша Че
Жизнь сводит с разными людьми. Жизненные воззрения их могут быть весьма экзотичны. Но далеко не всегда бывает уместно вступать с ними в споры, часто невозможно или бессмысленно. А высказаться становится необходимо. Тогда на помощь приходит творчество.
В данном случае — стихотворные тексты.
P.S. В «Эхо цеха» мы включили также стихи нашего товарища, рабочего, милиционера в отставке, поэта, музыканта Алексея Rojo Сычёва, которого уже нет в живых.